Возможно ли иностранцам получить вид на жительство с помощью частных инвестиций в недвижимость

14.10.2014

В процессе развития украинской экономики большое значение играют иностранные инвестиции. На государственном уровне посредством законов и нормативно-правовых актов создается благоприятный инвестиционный климат с целью привлечения иностранных инвестиций. Несмотря на наличие существенной законодательной базы в сфере правового регулирования и регистрации иностранных инвестиций остается множество нерешенных вопросов. В данной статье постараемся рассмотреть вопросы, связанные с тем, могут ли иностранные граждане претендовать на получение вида на постоянное жительство в Украине, если они приобрели квартиру или какое-либо другое недвижимое имущество на ее территории.

В ст. 4 Закона Украины «Об иммиграции» приводится условие, позволяющее получить разрешение на иммиграцию. Для этого иностранцу необходимо осуществить инвестицию в экономику Украины в размере 100 тысяч долларов США или ее эквивалент в конвертируемой валюте. При этом данная инвестиция должна быть строго задокументирована и зарегистрирована в установленном Кабинетом Министров Украины порядке.

При наличии необходимой суммы приобретение недвижимости не является какой-либо проблемой, поэтому рассмотрим подробнее условия государственной регистрации инвестиции согласно действующим нормам законодательства.

К иностранным инвесторам относятся субъекты, осуществляющие установленную законом инвестиционную деятельность на территории Украины с целью прибыли или достижения социального эффекта. К таким субъектам относятся иностранные граждане, которые не имеют постоянного места жительства на территории Украины, а также не ограничены в своей дееспособности.

С одной стороны в законодательстве разрешено приобретение иностранцами как движимого, так и недвижимого имущества. А с другой стороны нигде не указывается, что покупка физическими лицами (не гражданами Украины) объектов собственности на территории Украины допускается лишь путём заключения определенного типа договора с возможностью государственной регистрации данных инвестиций. В противном случае существует опасность получения отказа в регистрации.

Присвоение органом государственной регистрации информационному уведомлению регистрационного номера является обязательным условием государственной регистрации иностранных инвестиций. В частности если иностранец приобретает квартиру или любую другую не запрещенную недвижимость на территории Украины за иностранную валюту, то такое приобретение может считаться иностранной инвестицией, которой присваивается соответствующий номер.

Однако на практике все оказывается не настолько просто. Нередко встречаются случаи, когда после приобретения недвижимости иностранный покупатель получает отказ в государственной регистрации, мотивированный отсутствием практики в отношении применения соответствующего Порядка и отсутствия адаптированного перечня необходимых документов.

При этом в пункте 4 Порядка прописан перечень документов, которые необходимо предоставить иностранному инвестору или уполномоченному им лицу органу государственной регистрации. К таким документам относятся:

  • информационное уведомление;
  • документы, которые подтверждают стоимость внесенных инвестиций;
  • документы, которые подтверждают форму осуществления иностранных инвестиций.

Данный перечень является основой для сбора необходимых документов в процессе получения регистрационного номера о форме осуществления иностранных инвестиций. Для подтверждения факта совершения сделки может использоваться соответствующий правоустанавливающий документ, в частности договор купли-продажи недвижимого имущества, который заключен и удостоверен в установленном порядке. Также не лишним будет приложить из Государственного реестра прав собственности на недвижимое имущество о прохождении регистрации такого имущества.

При этом договор купли-продажи недвижимого имущества обязательно должен содержать информацию о цене, которую необходимо уплатить за недвижимое имущество. Данный момент позволит использовать договор в качестве документа, подтверждающего стоимость иностранной инвестиции. В противном случае (или в качестве дополнения) для подтверждения факта осуществления иностранной инвестиции могут служить следующие документы:

  • выписка с личного долларового или еврового инвестиционного счета иностранного инвестора, которая свидетельствует о зачислении суммы в иностранной валюте с целью последующей продажи и обмена на гривны;
  • выписка с личного гривневого инвестиционного счета иностранного инвестора, которая свидетельствует о зачислении суммы в гривне, полученной после продажи иностранной валюты с целью последующей покупки недвижимого имущества;
  • выписка с личного гривневого инвестиционного счета иностранного инвестора, которая свидетельствует о перечислении указанной в договоре суммы на счет продавца недвижимого имущества.

Несмотря на все приведенные статьи и нормативно-правовые акты Министерство экономического развития и торговли Украины все равно придерживается той позиции, что регистрация инвестиции в форме приобретения недвижимого имущества невозможна. В качестве соответствующей аргументации приводится тот факт, что в законодательстве Украины, которое регулирует инвестиционную деятельность, отсутствует такой термин как «договор купли-продажи» в качестве «инвестиционного».

Согласно статьи 9 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» основным правовым документом, который регулируют взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является заключенное соглашение или договор. При этом в законодательстве Украины вообще отсутствует такое понятие как «инвестиционный договор». Подобные нестыковки создают значительные трудности в процессе определения предмета, а также форм осуществления инвестиции с целью последующего получения вида на жительство.

Нередко в качестве подкрепления позиции Министерства используется тот факт, что приобретая квартиру или любое другое недвижимое имущество, иностранный инвестор не преследует цель получения прибыли или достижения социального эффекта. Теоретически социальный эффект может быть двух видов - личный и общественный. При личном социальном эффекте человек не преследует цели, связанные с инвестированием, а при общественном эффекте решается ряд социальных задач, таких как повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем, повышение уровня занятости населения и так далее. Более того, сложность состоит в том, что в украинском законодательстве невозможно найти определение понятия «социальный эффект».

Когда иностранец приобретает недвижимость в Украине без какой-либо преследуемой цели, то непосредственная инвестиционная цель не прослеживается. По этой причине Министерство не считается покупку квартиры в личных целях инвестицией в украинскую экономику и не позволяет получить регистрационный номер.

Если же иностранный инвестор вкладывает средства в объекты инвестиционной деятельности, в частности в уставный капитал украинской компании, то такая инвестиция не вызывает вопросов согласно действующего законодательства. Любые другие формы инвестиций кроме участия в формировании уставного капитала вызывают те или иные вопросы, особенно при отсутствии социально эффекта.

Каждый инвестор, который не согласен с отказом в государственной регистрации своих инвестиций имеет право обжаловать данное решение в суде. Его иск рассмотрят в порядке административного судопроизводства. Отказавшая сторона будет обязана детально обосновать причины своего решения в суде. Имеются случаи, когда решение суда обязывает государственные органы осуществить регистрацию в форме приобретения недвижимого имущества. Однако нередко апелляционный административный суд отменяет предыдущее решение. В ближайшем будущем на практических примерах будет выработано окончательная аргументация относительно иностранных инвестиций в недвижимое имущество.

Таким образом, когда иностранные граждане получают отказ в регистрации своих инвестиций в случае приобретение квартиры или другой недвижимости, то в дальнейшем они не могут претендовать на получение разрешения на иммиграцию и как следствие - постоянного вида на жительство. Для всех подобных случаев следует задействовать другие основания, которые предусмотрены действующим законодательством.

Правовой эксперт компании «Статус Ко»


Адрес:

Киев,
ул. Евгения Сверстюка, 2А, оф. 801
ул. Березняковская, 4а, 1 корп., оф. 307

office@statusko.com.ua

Телефоны:
(044) 220 30 50
(050) 022 02 28
(067) 240 30 85