Регистрация места проживання иностранных сотрудников банков

12.11.2017

Регистрация места проживания иностранных сотрудников банка в помещениях банка, относящихся к жилищному фонду

Одной из составляющих частей законного проживания иностранцев на территории Украины является регистрация их проживания. Обычно компании, которые трудоустраивают иностранцев предоставляют им жилье для проживания и обеспечивают их регистрацию по этому месту жительства. Но в процессе регистрации места жительства компаниями возникают вопросы, требующие прояснения.

Относительно регистрации места жительства в квартире, принадлежащей юридическому лицу

Ст.6 ЗУ «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» (далее - Закон) иностранец или лицо без гражданства, постоянно или временно проживающие в Украине, обязаны в течение тридцати календарных дней после снятия с регистрации места проживания и прибытия к новому месту жительства зарегистрировать свое место жительства. Местом жительства в соответствии с Законом является жилье, расположенное на территории административно-территориальной единицы, в котором лицо проживает, а также специализированные социальные учреждения, учреждения социального обслуживания и социальной защиты, воинские части.

Постановлением КМУ № 207 «Об утверждении Правил регистрации места проживания и Порядка передачи органами регистрации информации в Единый государственный демографический реестр» (далее - Постановление № 207) утвержден список документов, которые подаются для регистрации места жительства:

1) заявление установленной формы;

2) документ, в который вносятся сведения о месте жительства;

3) квитанцию ​​об уплате административного сбора;

4) документы, подтверждающие право на проживание в жилье, - ордер, свидетельство о праве собственности, договор найма (поднайма, аренды), решение суда, вступившее в законную силу, о предоставлении лицу права на вселение в жилое помещение, признание за лицом права пользования жилым помещением или право собственности на него, права на регистрацию места жительства или другие документы. В случае отсутствия указанных документов регистрация места жительства осуществляется с согласия собственника / совладельцев жилья, нанимателя и членов его семьи (указанные документы или согласие не требуется при регистрации места жительства несовершеннолетних детей по адресу регистрации места проживания родителей / одного из родителей или законного представителя / представителей)

5) военный билет или удостоверение о приписке (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет или находятся на воинском учете)

6) заявление установленной формы о снятии с регистрации места жительства (в случае осуществления регистрации места проживания одновременно со снятием с регистрации предыдущего места жительства).

Вывод: учитывая действующее законодательство, ограничений или запретов относительно регистрации места жительства физических лиц в квартирах, принадлежащих юридическому лицу, нет.

О достоверности проживания по зарегистрированному месту жительства

Закон устанавливает, что регистрация места проживания осуществляется только по одному адресу. В случае если лицо проживает в двух и более местах, регистрация места жительства осуществляется по одному из этих адресов по собственному выбору. По адресу зарегистрированного места жительства с лицом ведется официальная переписка и вручение официальной корреспонденции.

Лица, которые не проживают по адресу, которое зарегистрировано как место их проживания, более одного месяца и которые имеют невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по решению суда, или призываются на срочную военную службу и не имеют отсрочки, или принимают участие в судебном процессе в любом качестве, обязаны письменно уведомить орган регистрации о своем местонахождении.

Сведения о регистрации / снятии с регистрации места проживания иностранца вносятся в виды на постоянное и временное жительство.

Вопрос выдачи видов на жительство иностранцам регулируются ЗУ «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», Порядком оформления, изготовления и выдачи вида на постоянное жительство и вида на временное жительство, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 марта 2012 № 251 и Временным порядком рассмотрения заявлений для оформления вида на постоянное жительство и вида на временное жительство, утвержденный Приказом Министерства внутренних дел Украины 15.07.2013 № 681, которые действуют в части, не противоречащей закону.

Согласно этим нормативно-правовым актам решение об отказе в выдаче вида на жительство иностранцу принимается в частности в случае подачи заведомо ложных сведений или поддельных документов. А отменяется выданный вид на жительство в частности в случае получения от органа Национальной полиции, другого органа исполнительной власти, который в пределах предоставленных ему полномочий обеспечивает соблюдение требований законодательства о правовом статусе иностранцев, информации о том, что вид выдано на основании ложных сведений, поддельных или недействительных документов.

Законом установлены полномочия органов регистрации в сфере регистрации физических лиц, которыми являются:

формирование и ведение Реестра территориальных общин;

регистрация и снятие с регистрации места проживания / пребывания лиц в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;

передача информации и / или внесение в установленном законом порядке сведений о регистрации и снятии с регистрации места проживания / пребывания в Единый государственный демографический реестр.

Полномочиями центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере регистрации физических лиц являются:

обобщение практики применения нормативно-правовых актов по вопросам регистрации места жительства, выявление проблемных вопросов в сфере регистрации места жительства и разработки путей их решения;

разработка проектов законодательных и других нормативно-правовых актов в сфере регистрации места жительства;

установление в пределах своих полномочий требований к программному обеспечению реестров территориальных общин и стандарты обмена данными между такими реестрами.

А Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере регистрации физических лиц:

контролирует соблюдение органами регистрации законодательства по вопросам регистрации места жительства;

оказывает методологическую и техническую помощь в обеспечении взаимодействия между реестрами территориальных общин;

вносит предложения по обеспечению формирования государственной политики в сфере регистрации физических лиц и участвует в разработке проектов законодательных и других нормативно-правовых актов в сфере регистрации физических лиц.

Можно сделать несколько выводов:

1) Лицо может иметь несколько мест проживания, но зарегистрировать может только одно. При этом необходимо, чтобы официальные сообщения / корреспонденция были надлежащим образом получены / проработаны физическим лицом-иностранцем.

2) Нет механизма контроля по месту фактического проживания, так же как нет порядка проверки места жительства. Однако, говорить с уверенностью, что информация о том, что помещения банка, имея статус квартир, фактически не пригодны для проживания и используются как офисные помещения, не будет получена каким-либо образом органами миграционной службы, невозможно. Перечень данных, которые можно признать ложными сведениями, законодательством не установлен, поэтому данная информация вполне может быть расценена как ложная.

3) Также необходимо обратить внимание на ответственность в данной сфере правоотношений.

Ст. 204 Кодекса Украины об административных правонарушениях

Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в том числе иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые действуют на территории Украины, физическими лицами - предпринимателями, использующими наемный труд, установленного порядка трудоустройства, приема на учебу иностранцев и лиц без гражданства, предоставления им жилья, а также другие нарушения, если они каким-либо образом способствуют иностранцам и лицам без гражданства в уклонении от выезда из Украины после окончания срока пребывания или направлены на их незаконную регистрацию, оформление документов на проживание - влекут за собой наложение штрафа от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Общий вывод: зарегистрировать можно, но нужно учитывать вышеуказанные риски.

Юрист ТОВ «СТАТУС КО»

Якубова Севиндж


Адрес:

Киев,
ул. Евгения Сверстюка, 2А, оф. 801
ул. Березняковская, 4а, 1 корп., оф. 307

vipstatusko@gmail.com

Телефоны: