Насколько миграционная служба справилась с упрощением процедуры регистрации прописки

17.10.2014

Еще в 2012 году был принят закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания», предполагающий упрощение процедуры регистрации места жительства. Также звучали обещания о сокращении бюрократического процесса, что позволит выполнять регистрацию по новому адресу всего за один день, включая возможность параллельного сняться с регистрации по старому адресу, а также уменьшение необходимых документов для регистрации и т. д.

Если в конце 2012 года Министерством внутренних дел был утвержден новый порядок регистрации места жительства, то почему гражданам не стало легче регистрировать свое место жительства, а Государственная миграционная служба так и не реализовала данные новации?

Почему не выполняются нормы закона?

В настоящий момент имеется немало объяснений, почему не работает норма закона, призванная упростить процесс регистрации по новому адресу и снятия с регистрации по старому адресу, несмотря на принятый Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания». Неофициальным объяснением, которое удалось получить – это отсутствие единой электронной картотеки, где хранились бы данные о регистрации места проживания всех жителей Украины. Поэтому если старое и новое место регистрации не относятся к юрисдикции одного территориального подразделения Государственной миграционной службы (ГМС), то процедура остается всё той же, что и несколько лет назад. И это не смотря на то, что Закон был принят еще два года назад.

На самом деле вопрос состоит не в отсутствии электронной базы данных, а в принципе организации работы ГМС. Для выполнения норм закона вовсе нет необходимости составлять единую базу данных – достаточно наладить коммуникацию между различными территориальными органами ГМС посредством электронных документов с цифровой подписью, передаваемых через электронную почту. И таких вариантов решения проблемы далеко не один. Напрашивается вывод, что Государственная миграционная служба не горит желанием работать в интересах людей, а сложные нормы закона попросту игнорирует.

Паспортистки не только не исчезли из ЖЭКов, но и продолжают незаконную практику

Согласно принятому Закону такое промежуточное звено как паспортистки должны были исчезнуть, однако до сих пор пройти регистрацию местожительства без посредничества паспортисток не представляется возможным. Нередко отмечаются случаи, когда человеку вручают штраф только за то, что паспортистка не принесла вовремя переданные ей на регистрацию документы в территориальное подразделение ГМС по истечении десятидневного срока. А как быть в случае утраты паспорта одной из паспортисток, если у человека на руках не остается ни одного документа подтверждающего сдачу паспорта?

Кроме того, не смотря на приказ МВД об упразднении подписей и печатей ЖЭКа, без их наличия не получится произвести регистрацию (снятие с регистрации) места жительства. И ради таких подписей приходится проходить всех мастеров, бухгалтеров и директоров ЖЭКов и уплачивать все предъявляемые счета.

Никаких сроков перехода к регистрации места жительства в территориальных подразделениях ГМС до сих пор никто не называет, хотя в 2013 году ходили слухи, что одни подразделения ликвидируют, а вместо них создадут универсальные органы по предоставлению соответствующих услуг – ЦНАУ. Но вопреки всему паспортистки продолжают работать и оказывать незаконные услуги. Возможно в территориальных подразделениях ГМС какая-то работа все же идет, т. к. появляются слухи, что в некоторых районных подразделениях можно выполнить регистрацию места жительства без посредничества паспортистки.

ЦНАУ как решение всех проблем

Не смотря на то, что «воз и ныне там», все же имеется хорошая новость, заключающаяся в предоставлении услуг по регистрации места жительства через специальные Центры предоставления административных услуг (ЦНАУ). Так с мая 2013 года ЦНАУ имеет все полномочия по предоставлению услуг регистрации места жительства. И проводимые эксперименты вполне оправдывают себя.

Проще говоря, ЦНАУ представляет собой специальный «универсам» по оказанию услуг государства и местного самоуправления. С их помощью можно получить паспорт, произвести регистрацию своего места жительства, получить водительское удостоверение, акт гражданского состояния, уплатить налоги, зарегистрировать автомобиль, бизнес, получить свидетельство плательщика единого налога, зарегистрировать недвижимость, получить разрешение на строительство и так далее.

Согласно Закону Украины «Об административных услугах» создание таких «универсамов» по оказанию услуг предусмотрено во всех областных и районных центрах Украины. В ЦНАУ любой гражданин Украины сможет получать любые необходимые документы по принципу «единого окна» - это всевозможные справки, разрешения и прочие документы. Благодаря этому не придется выстаивать длинные очереди и обивать многочисленные кабинеты с целью аудиенции начальства многочисленных подразделений. При этом услуги будут оказываться минимум 42 часа в неделю без перерывов на обед, включая вечернее время и выходные дни.

Однако положительное решение вопроса регистрации места жительства через ЦНАУ может быть успешно реализовано лишь при соответствующем постановлении Кабинета Министров Украины, указывающем перечень услуг, которые органы власти должны делегировать ЦНАУ. Услуги ГМС по регистрации места жительства также входят в проект данного перечня. Остается только надеяться, что в будущем в ЦНАУ можно будет решить данный вопрос без посредничества территориальных подразделений ГМС, ЖЭКов и сельских советов.

Прописка и право на жилье

Не секрет, что с наибольшим количеством проблем, связанных с регистрацией, сталкиваются именно жители арендованного жилья. Причина проста – хозяева жилья опасаются заключать договоры аренды или боятся необходимости уплаты налогов. В Законе предусмотрена возможность зарегистрироваться без наличия документа о праве пользования жильем. Теоретически для этого достаточно лишь письменного согласия между и нанимателем жилья и собственником на бланке заявления о регистрации места жительства. Согласно приказу Министерства внутренних дел № 1077 от 22 ноября 2012 года в случае выполнения приведенных выше условий не придется предоставлять в органы ГМС договор аренды.

Кроме того, наниматели жилья не обязаны иметь письменное согласие на регистрацию от всех собственников жилья. Но в таком случае все же придется приложить договор аренды, о чем указано в ч. 2 ст. 6 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания». Но это намного проще, чем привести в ЖЭК всех совладельцев жилья для подписания соответствующего заявления.

Положительной тенденцией является возможность хотя бы в экспериментальном порядке осуществить регистрацию местожительства. Однако у собственников жилья появляется подозрения, что на основании регистрации местожительства невозможно будет выселить арендаторов, или еще хуже - на этом основании арендаторы смогут отобрать у них квартиру. С одной стороны присвоить квартиру на основе регистрации местожительства невозможно, а с другой стороны жить в квартире без согласия собственника нельзя даже при наличии штампа в паспорте.

С этой целью в Законе «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания» предусмотрели возможность снять с регистрации нанимателей в случае окончания права пользования жилым помещением. Чтоб выписать бывших арендаторов нет необходимости предоставлять их паспорта или вид на жительство в Украине.

Немного дальше, чем начало

Как можно заметить из приведенного выше материала, реализация в жизни Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания» от 5.07.2012 находится на начальном этапе. Некоторые нормы начинают применяться на практике с громадной задержкой, а некоторые из них не работают вовсе или попросту игнорируются.

Несмотря на все проволочки, имеются серьезные основания полагать, что даже воплощение в жизни закона «о прописке» скорее всего не сможет само по себе облегчить жизнь рядовому гражданину Украины, ведь в нашей стране право на регистрацию места жительства тесно пересекается с правом собственности или пользования жильем. Кроме того, все равно останутся многочисленные наниматели, которые будут проживать без каких-либо договоров аренды.

Согласно действующей системе регистрации местожительства приходится доказывать свое место проживания посредством договора аренды или письменного согласия владельцев, иначе не стоит рассчитывать на определенные виды услуг от государства, например, возможность обратиться в больницу или определить детей в школу по месту жительству.

Стоит в полной мере реализовать нормы закона и станет возможным произвести регистрацию местожительства на основании собственного заявления с целью получения определенных услуг от власти непосредственно по месту проживания. При этом владельцы сдаваемого в аренду жилья будут спокойны относительно своих прав на квартиру.

Правовой эксперт компании «Статус Ко»


Адрес:

Киев,
ул. Евгения Сверстюка, 2А, оф. 801
ул. Березняковская, 4а, 1 корп., оф. 307

office@statusko.com.ua

Телефоны: