Что такое Центры Предоставления Административных Услуг?

28.10.2014

Что такое Центры Предоставления Административных УслугКабинет министров Украины своим Распоряжением от 16.05.2014 «Некоторые вопросы предоставления административных услуг органов исполнительной власти через центры предоставления административных услуг» внес изменения в перечень услуг, предоставляемых центрами предоставления административных услуг (ЦПАУ).

В частности, теперь именно через единое окно ЦПАУ в обязательном порядке проводится, в том числе, получение физическими лицами:
- паспорта гражданина Украины;
- заграничного паспорта;
- справки о месте регистрации проживания или месте нахождения и т.п.

Отметим, что для получения вышеупомянутых услуг, с 1 октября 2014 года необходимо обращаться исключительно в ЦПАУ по месту проживания.

Идея создания сети центров предоставления административных услуг не является кардинально новой, ведь фактически они создавались во многих городах уже в течение 2013 г. согласно Закону Украины «Об административных услугах».

Полноценные центры предоставления административных услуг функционируют при горсоветах областных центров: в Западной Украине (Ивано-Франковск, Луцк, Винница, известная своим ЦПАУ под названием «Прозрачный офис», Хмельницкий), в Центральной Украине (Днепропетровск, Кривой Рог, Павлоград, Днепродзержинск), в Восточной и Северной Украине (Харьков, Луганск, Сумы, Чернигов, Житомир) и в Киеве. Во всех этих городах ЦПАУ уже созданы и принимают посетителей. Большинство из них отвечает основным критериям удобства для посетителей: имеет открытое пространство приема вместо коридоров и кабинетов, прием посетителей осуществляется свыше 42 часов в неделю (ежедневно, кроме воскресенья, без обеденных перерывов, в отдельные дни недели – до восьми часов вечера), удобные места ожидания в очереди и приема посетителей, электронную очередь вместо живой.

Но, невзирая на прогрессивность такой идеи, а также ее соответствие европейским тенденциям, реализация ее в Украине пока оставляет желать лучшего. Кроме типовых как для периода реформирования проблем и ошибок в работе самих ЦПАУ (значительная перегруженность, отсутствие в значительном количестве ЦПАУ документов, регулирующих их деятельность – регламента, информационных и технологических карточек, несоблюдение требований Закона Украины «Об административных услугах» в части режима работы ЦПАУ и прочее), существует и более значительная проблема, вообще ставящая под сомнение функционирование ЦПАУ в данных условиях. Прежде всего, речь идет о выполнении центрами предоставления административных услуг функций по выдаче паспортов гражданина Украины, заграничных паспортов, регистрации места проживания и т.д.

Как известно, ранее согласно Приказу МВД Украины от 13.04.2012 г. № 320 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи паспорта гражданина Украины» и Постановления КМУ от 31 марта 1995 г. № 231 «Об утверждении Правил оформления и выдачи паспорта гражданина Украины для выезда за границу и проездного документа ребенка, их временного задержания и изъятия», действие которого было возобновлено с 15.06.2013 г., данные функции осуществлялись соответственно органами МВД и Государственной миграционной службы. На практике, например, выдача паспорта гражданина Украины или регистрация его места проживания требовала от гражданина лишь подачи соответствующих документов паспортисту в ЖЭК/ОСМД по месту регистрации, который, в свою очередь, подавал документы в паспортный стол соответствующего РУ МВД. Такая система хоть и была несовершенной (ведь процесс выдачи паспорта или регистрации места проживания иногда затягивался по причине человеческого фактора), но привычной и относительно удобной.

С 1 октября 2014 года данная система была разрушена и все ее функции были переданы районным ЦПАУ. Следует признать, что сама идея была неплохой – ведь функции многочисленных органов власти были переданы одному, который, к тому же, должен был быть организован по европейским стандартам прозрачности, открытости и удобства для гражданина. Но, как следует из реформы в украинских реалиях, на практике реализация данной идеи привела не к упрощению процедуры, а, наоборот, к ее существенному усложнению.

Во-первых, граждане, вместо того, чтобы подавать документы каждый в свое ЖЭК по месту регистрации, должны предоставлять их в районный ЦПАУ, на территории которого находятся десятки ЖЭКов. По примеру г. Киева легко понять, к какой нагрузке и количеству людей в очередях это приводит – ведь население каждого района города превышает несколько тысяч человек. Если учитывать при этом еще и отсутствие электронной документации и прочие проблемы непосредственно в организации работы сотрудников ЦПАУ, которые находят свое отображение в замедлении их работы – выходит, что за такой элементарной услугой, как выдача паспорта гражданина Украины, приходится стоять в очереди множество времени.

Тем не менее, это является далеко не наиболее существенной проблемой. В данный момент сам ЦПАУ фактически не предоставляет услуг по выдаче паспортов – фактически он лишь перенаправляет граждан все в тот же паспортный стол МВД, а тот, в свою очередь, - в ЖЭК/ОСМД. То есть, складывается следующая парадоксальная ситуация: гражданин, выстояв длинные очереди в ЦПАУ, оплатив «предоставленную» административную услугу, вынужден возвращаться в тот же ЖЭК или к начальнику ОСМД, куда он и направился бы сразу, до внесения изменений Распоряжением КМУ от 16.05.2014 г. Вот и получается, что вместо коренного реформирования системы предоставления административных услуг с учетом европейской практики, на практике мы получаем, в лучших традициях советского бюрократического аппарата, не более чем создание посредника в виде ЦПАУ.

Учитывая вышеизложенное, в данный момент существует потребность в наиболее скором доведении реформы до конца, и, в частности, в устранении просто таки постыдной ситуации, при которой граждане должны бегать по инстанциям и тратить огромное количество времени. Для этого функцию по выдаче паспортов должен осуществлять сам ЦПАУ, чему должна послужить наискорейшая разработка в использовании электронных реестров данных о гражданах, которые позволят работникам ЦПАУ осуществлять обработку этих данных, вносить в них изменения, и таким образом – выдавать паспорта самостоятельно. Кроме того, сама работа ЦПАУ должна и в дальнейшем усовершенствоваться – путем внедрения системы электронной очереди, предоставления некоторых услуг в онлайн-режиме и прочее. Решение вышеизложенных проблем позволит сделать центры предоставления административных услуг истинно удобной точкой взаимодействия граждан и бизнеса с властью.

Правовой эксперт компании «Статус Ко»


Адрес:

Киев,
ул. Евгения Сверстюка, 2А, оф. 801
ул. Березняковская, 4а, 1 корп., оф. 307

office@statusko.com.ua

Телефоны:
(044) 220 30 50
(050) 022 02 28
(067) 240 30 85